#РыжийФест news

«Уральские современные писатели, своего рода, „гении места“». Интервью с Еленой Шубиной

В издательстве «Редакция Елены Шубиной» выходит лучшая русская проза современности – книжные бестселлеры Евгения Водолазкина, Людмилы Улицкой, Гузели Яхиной, Татьяны Толстой, Алексея Иванова. Авторы «РЕШ» ежегодно становятся хедлайнерами Южно-Уральской книжной ярмарки и Всероссийского литературного форума #РыжийФест в Челябинске. Елена Шубина рассказала нам о самобытности уральских писателей и «Другой реальности».

«РЕШ» ежегодно поддерживает Южно-Уральскую книжную ярмарку и Всероссийский литературный форум #РыжийФест, отправляя в Челябинск своих топовых авторов. Почему для вас так важно участвовать в развитии книжного дела на Урале?

Урал – особое место. Я это поняла, когда сама участвовала в книжных мероприятиях Челябинска. У меня сохранились фотографии, и по ним видно, как мне там хорошо, и какое было взаимопонимание с «книжными людьми».

Самобытность уральских современных писателей увидели?

Каждый из них – Ольга Славникова, Анна Матвеева, Алексей Сальников (Екатеринбург), Павел Селуков (Пермь) – своего рода «гений места» для своего города, региона. Такие известные произведения, как «Каждые сто лет» Матвеевой, «Петровы в гриппе» и «Оккультрегер» Сальникова, все романы Славниковой, «Добыть Тарковского» Селукова – это не только герои, сюжеты, но и «история с географией», менталитет, характеры именно уральские. Ну и, конечно, Алексей Иванов с его великолепными книгами. Об этом писателе надо говорить отдельно. В этом году он, насколько я знаю, один из хедлайнеров форума #РыжийФест.

В самом деле он едет на литературный форум #РыжийФест-2023. Алексей Иванов до недавнего времени публиковался только в РЕШ. Можете рассказать, как «собираете» авторов? Евгений Водолазкин, Людмила Улицкая, Гузель Яхина, Татьяна Толстая, Леонид Юзефович, Шамиль Идиатуллин… У вас с ними длительные отношения. В чём секрет?

В постоянном дружеском и профессиональном внимании, интересе. Я почти всегда знаю, над чем сейчас работает автор. Часто мы смотрим текст вместе, когда роман ещё не завершен, обсуждаем какие-то вещи.

Как для себя определяете критерии стоящего текста?

Интересная история, захватывающая тебя сразу. Мир, в который хочешь войти. И, конечно, язык, должен быть адекватен идее, характеру героев и т.д.

А чьи произведения в последнее время вызвали наиболее яркое впечатление?

«Оккультрегер» Алексея Сальникова, «До февраля» Шамиля Идиатуллина, совсем недавно вышедший роман Антона Понизовского «Тебя все ждут», университетский роман «Протагонист» молодой и, на мой взгляд, самой перспективной сейчас Аси Володиной.

Сейчас я наблюдаю интерес к прозе с элементами фантастики. Некоторые видят в этой тенденции своего рода эскапизм, а я, скорее, − традицию, ориентированную на Стругацких.

Вы говорите, что без интуиции издателю никуда. Но, кроме чутья, необходим ещё и опыт, понимание, что будет читаться. Сейчас какой тренд?

Я не могу назвать сегодняшний главный тренд, как это было, например, ещё несколько лет назад, когда явно главенствовал так называемый неисторический роман (термин, придуманный мною и Водолазкиным). То есть сочинение, в котором исторические события были основой для того, чтобы поговорить и о современности тоже, её проблемах, зародившихся давно. Это романы «Авиатор» Водолазкина, «Зимняя дорога» Юзефовича, романы Гузели Яхиной, «Мысленный волк» Варламова, «Вечная мерзлота» Ремизова… Сейчас я наблюдаю схожий интерес к прозе с элементами фантастики: не про историю, а наше будущее. Среди этих авторов: Татьяна Замировская, Юлия Идлис, Арсений Гончуков, Алла Горбунова, Илья Техликиди, Филипп Дзядко. Некоторые видят в этой тенденции, своего рода, эскапизм, желание уйти в «Другую реальность» (именно так называется наша серия), а я, скорее, − традицию, ориентированную на Стругацких.

О реальности, которая уже наступила. Серьёзно воспринимаете искусственный интеллект в книжном деле, как издатель? Например, когда ИИ пишет сам или в соавторстве художественные тексты, рисует обложки для книг.

В каких-то случаях это уместно. Я имею в виду, прежде всего, оформительскую работу. Скажем, роман Ильи Техликиди о цифровизации общества в недалеком будущем оформлен ИИ. И это очень удачный ход.

Текст: Кристина Высоцкая
Фото: Вячеслав Прокопенко