#РыжийФест news

«Читать нужно не между строк, а строки». Леонид Клейн о мире сквозь тексты

Популярный культуртрегер, филолог, преподаватель Института общественных наук РАНХиГС, бизнес-лектор, автор бестселлера «Бесполезная классика» Леонид Клейн возвращает моду на чтение классической литературы: его лекция «Зачем читать художественную литературу?» на #РыжемФесте собрала аншлаг. Спустя месяц Леонид Джозефович снова приехал в Челябинск и выступил в Публичной библиотеке с просветительской лекцией «Три шедевра малой русской прозы», которая была посвящена рассказам Василия Шукшина, Юрия Трифонова и Георгия Владимова.

Расскажите, как вы осмыслили и запустили авторский метод, в котором предлагаете людям посмотреть на свое дело через призму искусства?

Так случилось, что на мир я смотрю сквозь прочитанные тексты. Как, впрочем, и любой человек. Скажем, Александра II, который отменил крепостное право, воспитывал Василий Андреевич Жуковский, старший друг и учитель Александра Пушкина. Это точно наложило на императора отпечаток – кто и о чем с ним разговаривал.
Я же не делаю ничего нового, а метод – это супермаркетинг. В корпорациях есть бизнес-запрос на развитие профессиональных и личностных навыков, в том числе на абстрактное и критическое мышления. Я предложил делать это через книги, и настаиваю – классическая литература страшно полезна. Вот в чем моя идея.

Ваши лекции открывают большую литературу под неожиданным углом. Гиперосозанность и гибкое мышление – это наживное или вы всегда были таким?

Литература сама по себе – удивительная вещь. У Пушкина есть знакомая каждому строчка: «Унылая пора! Очей очарованье!». Это уже оксюморон. Какой еще нужен неожиданный взгляд на литературу после такого. Только один – внимательно читать. Дело в том, что мы можем сосредоточенно поглощать обед в ресторане или внюхиваться в запах нового айфона. А между тем строчки Пушкина проходят мимо. Потому что это не влияет на наше качество жизни. Хотя, на самом деле, только это и влияет. Можно быть в хорошем настроении в трехзвездочном отеле и в ужасном – в пятизвездочном. А вот сказывается на этом, находите ли вы смысл в данных строках.
В школе нас не учат главному – внимательно читать не между строк, а строки. Например, «Кумушка, мне странно это: / да работала ль ты в лето?», − спрашивает Муравей в басне Крылова. «До того ль, голубчик, было? / В мягких муравах у нас. / Песни, резвость всякий час. / Так, что голову вскружило» — «Я без души. / Лето целое всё пела», − отвечает ему Стрекоза. И к Муравью ползёт она: «Не оставь меня, кум милый! / Дай ты мне собраться с силой. / И до вешних только дней, / Прокорми и обогрей!» Но ведь он захлопывает перед ней дверь, убивая её. Это басня не про то, что нужно трудиться. А про то, что, если ты не хочешь заняться благотворительностью, не надо учить жизни, когда кто-то умирает от голода и холода. Ну не открывай ему дверь. И в этом нет неожиданного взгляда. Это абсолютно мировоззренческие установки.

Вымышленные миры – это место для эскапизма. В переломное время, как сейчас, какие книги могут помочь справиться с душеной тревогой и сохранить себя?

Я не знаю никакого не переломного времени. Всю жизнь я слышу фразу, что коней на переправе не меняют, и мне хочется всегда спросить – а мы когда-нибудь до берега дойдем? Любой длинный роман всегда умиротворяет, потому что он настраивает на долгий ритм. Например, есть прекрасный роман «Вечная мерзлота» у современного писателя Виктора Ремизова. Читая, вы думаете, какие ужасные события случаются с людьми, и в этот момент эстетического сочувствия успокаиваетесь. Вообще, процесс чтения успокаивает.

Если человек не читает ничего трагического, то его депрессия догонит быстрее, потому что он не готов к тому, что в жизни происходят разные вещи.

Вы как-то сказали, что не так важен текст, как человек, с которым можно о нём говорить. А с кем вам интересно обсуждать прочитанные книги?

В этом смысле я очень богатый человек. У меня есть друзья, среди них – филологи, поэты, преподаватели, с которыми можно обсуждать книги. И когда я выступаю в качестве лектора, то каждый раз получаю много от людей, поэтому это всегда взаимообмен.

Потребление контента меняется, и его выбор – это уже творческий акт. Как трансформация контента изменили нас?

Мир меняется, тексты остаются. То есть какие-то формы творчества неизменны, конечно, появляются и новые. Я не могу сейчас оценить, как это влияет на нас, потому что мы находимся внутри процесса.

Наблюдаете тенденцию, что читать становится модно? Появилась даже профессия книжного стилиста, который оказывает помощь в выборе книг для чтения и организации домашней библиотеки.

Знаете, отвечу оптимистично. Я ведь часто читаю свои лекции для корпораций, и бизнесмены иногда просят об организации книжного клуба внутри компании. Значит – это становится модным. Значит, это все-таки имеет смысл.

Смотрите полную версию лекции Леонида Клейна «Три шедевра малой русской прозы» на YouTube Публичной библиотеки.
Текст: Кристина Высоцкая
Коллаж: Виктория Горохова