#РыжийФест news

«На супермена надейся, а сам – не плошай»: паблик-ток о прошлом, настоящем и будущем российских комиксов

В открытом разговоре участвовали создатели комиксов и графических романов – Роман Иванищев («Невельской: плоды воображения»), Георгий Григорьев и Анатолий Каптур («ПП Бажов»), Евгений Гаглоев (автор литературных вселенных «Зерцалия», «Пардус», «Пандемониум», «Арканум»), Дмитрий Дунаев («Первый богатырь»).
ЭТО МЕЙНСТРИМ

Роман Иванищев: По сообщениям СМИ, рынок комиксов и графических романов с начала пандемии начал расти. Мне кажется, такой бум связан с тем, что, не имея возможности передвигаться, мы все стали много читать, играть и смотреть. И я уверен, что перспективы у жанра, который мы продвигаем, многообещающие.

Георгий Григорьев: В каждом книжном магазине сегодня можно найти отдел, посвященный комиксам. Скажем, пять лет назад, эта была ниша для фанатов. И сейчас мы переживаем самый ответственный этап расцвета жанра. Либо наши автор и читатель смогут сообща выработать форму комикса, которая откликнется русской душе, либо он вернется в нишу для сильно увлеченных людей. А почему комиксы в тренде? Из-за социальных сетей визуал стал преобладать над текстом. Это может быть полезным видом подачи информации, но что из этого выйдет, пока никто не знает.

Евгений Гаглоев: Я рос и взрослел на советских комиксах. Читал журналы «Мурзилка» и «Веселые картинки», только назывались они не комиксы, а истории в картинках. В моей жизни был период, когда я активно рисовал комиксы, но в то время их было сложно продвигать. Мне кажется, резкий всплеск интереса к ним начался с раскручивающейся киновселенной Marvel. Зарубежные комиксы стали охотно печатать наши издательства, подключились отечественные авторы с художниками.
Российские комиксы, скорее, представляют собой не «наш ответ Marvel», а отечественную историю, которая эволюционирует.

Анатолий Каптур: Комиксы были всегда, потому что люди любят показывать свою жизнь в виде раскадровки. Житие святых подобным образом рассказывает эпизоды из жизни подвижников.
Комиксы в России и в мире, кроме США, долгое время были не особо популярным и специфическим жанром. Потом появилась кинематографическая вселенная Marvel, и все открыли, что комикс может быть сложным и интересным. Поэтому я думаю, что перспектива в коллаборации. Нам же не хватает идентичности, не поверхностного культурного кода. Можно глубже заглянуть, и в этом, на мой взгляд, главная ценность графического романа «ПП Бажов».


СУПЕРГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Р.И.: Мы выбрали Невельского, потому что это человек, который увеличил территорию России на 36% без единого выстрела и кровопролития! В истории человечества нет героя, который бы сделал то же, что сделал Невельской. Эта легендарная фигура, вокруг которой объединяется весь Дальний Восток. У нас в проекте даже есть слоган: «Мы здесь, потому что он пришел сюда», и с этим согласится любой дальневосточник.
Сейчас мы работаем над вселенной героев Дальнего Востока. В разработке роман о Николае Муравьеве-Амурском и Владимире Арсеньеве. Планируем сделать графический роман про подвиг крейсера «Варяг» и проект «Побеждать без оружия» про родоначальника советского дзюдо Василия Ощепкова.

Е.Г.: У меня был супергероический сюжет, который я, в конце концов, воплотил в серию романов «Пардус», где главный герой – подросток-оборотень. Он превращается в пантеру, а его главные противники – ведьмы, колдуны и монстры. Замешено все на славянской мифологии, которую я много изучал. Я думаю, что супергерои особенно нужны подрастающему поколению, чтобы было на кого равняться. Кроме того, комиксы помогают привить детям интерес к чтению. Знаю это по своему опыту.

А.К.: На супермена надейся, а сам – не плошай. Каждому хотя бы на четверть прожить такую жизнь и сделать столько, сколько Павел Петрович. Для меня Бажов и его персонажи тем и сильны, что они такие же, как мы с вами. И мне кажется, для подрастающего поколения куда важнее смотреть не на недостижимые идеалы, а на реальных людей, которые своими силами и энергией достигли того, в чем мы живем. А живем мы в бажовском мире.

Г.Г.: Супергерои, которые в ближайшее время появятся, будут отвечать на наши вопросы. Суперсила ведь – это, прежде всего, метафора человеческих страхов или отважностей. Для меня Бажов – супергерой. Мальчишка из Сысерти, у которого никогда в жизни не было блата, даже талант вполне себе скромный. Но когда он умирает в семьдесят один год, его провожают всем городом. Я думаю, несомненно, он обладал сверхспособностями.

ИСТОРИЯ УПРЯМСТВА

Р.И.: Мы запустили наш проект в 2015 году. Это был личный фан с моим соавтором Ксений Фроловой. В течение пяти лет мы вкладывали в него свои деньги и время. Потом аэропорт Хабаровска имени Ивана Невельского заказал нам большую экспозицию, дав полную свободу действия. До сих пор его оформление считается самым стильным в стране. Дальше стало полегче, потому что на нас обратила внимание «Корпорация развития Дальнего Востока и Артики». Кроме того, большую роль сыграл краудфандинг. Я совсем в это не верил, потому что мы не рок-звезды с миллионом поклонников. Тем не менее, 700 человек с planeta.ru дали от 100 до 10000 рублей. Так мы собрали нужную сумму для издания первого романа и стали заметны для МТС. Они выделили нам средства, взамен мы передали в детские библиотеки Дальнего Востока 350 экземпляров нашего романа. А на днях подписали эксклюзив со Строками на электронное издание манги «Невельской: плоды воображения».
Я думаю, нужно пробоваться во все возможные места, говорить о себе и верить в свой проект. Тупое упрямство всегда работает.

Г.Г.: Мы создавали графический роман о Павле Бажове три года. Выиграли грант Росмолодежи в размере 2 миллионов, и этого хватило на гонорары художникам. Также был сбор средств на краудфандинге и спонсорские средства.
Мы хотели сделать этакий референс к графическому роману об Эдварде Мунке. В итоге в проекте участвовали 23 художника, которые рисовали в абсолютно разных стилях. Сегодня Бажов выходит из амплуа залакированной личности из учебников литературы во что-то более заманчивое. Он раскручен до статуса любопытного персонажа, поэтому для авторов это был интересный вызов.
По условиям гранта тысяча экземпляров разъехалась по библиотекам и музеям. Наш графический роман есть в продаже в крупных книжных магазинах.
Большую роль в нашем успехе сыграли упорство и задор Ларисы Абашевой, она же инициатор проекта. И все случилось вовремя.

Дмитрий Дунаев: Все началось в 2019 году, когда мы выиграли региональный грант на свою инициативу по созданию комикса, дальше – грант Росмолодежи. Мне хотелось начать с популярного персонажа, а потом раскрывать малоизвестных героев эпоса Коми. В этническом комиксе важно соблюдать этику. Мы столкнулись с критикой исследователей этноса. При этом есть уверенность в том, что делаем.

Текст: Кристина Высоцкая