#РыжийФест news

Бажовские места

На Всероссийский литературный форум #РыжийФест в Челябинск едет команда из Екатеринбурга: Георгий Григорьев, Анатолий Каптур, Марина Белоусова и Анжелика Руднева. Они представят проект «ПП Бажов: графический роман» – первый опыт осмысления наследия уральского писателя-фольклориста в формате комикса!

Георгий Григорьев, заведующий домом-музеем Павла Бажова в Екатеринбурге. Писал об эпистолярном наследии уральского сказителя, литературный редактор «ПП Бажов: графический роман».

Об истории и концепции музея

История музея началась сразу же после смерти Павла Петровича. Вдова писателя Валентина Александровна сохранила его рабочий кабинет и обстановку в том виде, каким он был при жизни Бажова. Она принимала гостей, которые приезжали посмотреть, как Бажов жил и работал, то есть дом уже фактически существовал как музей. Кроме того, охотно работала с бажовскими исследователями, допускала их к архиву. Через некоторое время она передала дом городу вместе с обстановкой и обширным документальным фондом, и в 1969 году музей открылся уже официально.
Основной идеей музея всё это время остается задача сохранения в максимально подлинном виде того места, где Бажов творил (а в нашем доме написаны все известные исследователям тексты, включая, конечно, и «Малахитовую шкатулку»). Задача коллектива – как-то стараться удержать хоть частичку той атмосферы. И плюс, мне кажется, держать оборону от всяческих антинаучных или просто дилетантских подходов к его творчеству, к фигуре самого автора. Писать, говорить о Бажове только то, что можно доказать документами, грамотным анализом текстов, источников. Наш коллектив старается транслировать именно научное знание о Бажове.
О ценностях дома Бажовых

Ценность музея в том, что сохраняется не просто ряд вещей, принадлежавших ему или семье, а просматривается именно система организации жизни. Жили очень просто, мягкой мебели, например, в доме нет. Любая вещь в первую очередь функциональна, декоративных предметов в обстановке практически нет, но при этом высокие потолки (3,2 метра). А как только появилась возможность, Бажовы купили пианино, хотя никто не умел играть на нём. Посетители часто озадачены: такой цветистый, изобилующий необычными образами фантастический мир сказов – и такое всё простое, понятное там, где этот мир создавался. Но походив, послушав о его жизни, как-то начинают вникать в эту простоту, которая, на поверку, сложнее и глубже многих витиеватостей и излишков внешней декоративности. Впрочем, центральный экспонат у нас, пожалуй, есть. Конторка, такой письменный стол, за которым нужно писать стоя. Считается, что за ней написаны примерно все сказы Бажова. Но опять же и здесь важна не столько сама конторка, сколько её расположение. Она стоит не в тихом, отгороженном уголке, а на таком месте, откуда видно практически всё, что происходит в доме. Судя по всему, Бажову для вдохновения нужна была не тишина, а вот такая живая домашняя суета, шум, голоса. Валентина Александровна вспоминала, что, когда все дети разъехались по своим домам и семьям, и они остались вдвоем, Бажову было очень тяжело: «Работать не могу – ребятишки не шумят».
О единстве музеев в Сысерти и Екатеринбурге

Сысертский музей попроще в музейном отношении – настоящий дом, в котором Павел Петрович родился и вырос, не сохранился, он сгорел. Но на нём очень важная задача – донести до посетителей ощущения жизни той горнозаводской среды, в которой Бажов сформировался. Он сам всегда предлагал своим исследователям прежде всего познакомиться с бытом и нравами типичного заводского посёлка (каковым Сысерть являлась в конце XIX века, в пору детства Бажова). Считал, что оригинальность его текстов связана именно со специфичностью жизни такой вот Сысерти. Дом в Екатеринбурге – это уже городской дом интеллигента, по большому счёту, совсем другая история. Но его переезд в Екатеринбург создал необходимую для писателя дистанцию от этого мира. И, кстати, связь с Сысертью он никогда не терял, часто ездил. Сысертский и екатеринбургский дома – взаимодополняющие объекты. Чтобы по-настоящему понять бажовский творческий феномен, точно стоит посетить оба музея.

Сысертский и екатеринбургский дома-музеи – это взаимодополняющие объекты. Чтобы по-настоящему понять бажовский творческий феномен, точно стоит посетить оба.

Об эпистолярном наследии Павла Бажова и его внутреннем мире

В письмах меня поразила, и до сих пор поражает, глубинная гармония Бажова, какой-то психологический стержень, благодаря которому он преодолевал все свои трудности. Большая часть сохранившихся посланий (всего их 418) написана на седьмом десятке лет. И в них никакой озлобленности, никаких обид, жалоб на несправедливость. Притом что жизнь-то ему выпала совсем не сладкая – Гражданскую войну прошёл, 19-летнего сына похоронил, дважды из партии его исключали. До всемирной известности Бажовы жили очень скромно, если не сказать бедно: он почти всегда был единственным кормильцем в семье, а детей было четверо. Да и на сказах он немного заработал. Особого комфорта в доме не было – вода в колодце, отопление печное. Частенько выживали только огородом. В 1941 году его коллеги-писатели обращались за материальной помощью в профсоюз – купить Бажову зимнее пальто.
Но всё это его не угнетало. Как-то всегда умел найти интерес в работе, увлечься тем или иным замыслом. В письмах он всегда доброжелателен, всегда старается найти свой подход к каждому адресату. При этом видно, что это Бажов, его стиль, манера. Мы очень разные по характеру, по наклонностям. Но вот это его умение жить по-своему в любых обстоятельствах без ущерба для окружающих, без намека на эгоизм – меня покоряет. Если спросить о жизни моей мечты, то я скажу, что для меня это жизнь Бажова.
О бажовском задоре и, как следствие, графическом романе

Самое важное для меня в этом проекте – зачинщиком и идейным лидером был не я. Придумала его Лариса Абашева, режиссер небольшого театра «Шарманка». Мы с ней познакомились больше десяти лет назад и периодически помогали друг другу. Первоначально она к Бажову была совершенно равнодушна. Но со временем прониклась. И вот, в конце концов, сама придумала. Меня она привлекла на очень конкретную роль – литературный редактор книги комиксов. Выходит, у меня получилось настолько её заразить эдаким бажовским задором. Это меня больше всего радует.
Но, конечно, проект очень правильный, что ли, получился. Коллективная работа (над комиксами по Бажову трудились в общей сложности 23 художника со всей России!), все молодые, очень своеобразные, со своим ярким стилем. Думаю, Бажов бы тоже одобрил – каждый творил по заданной теме, но в совершенно творческой свободе. Он любил, когда талантливым людям дают возможность работать в полную силу и характер своего таланта. Это первый серьёзный опыт осмысления бажовского наследия в формате комикса. А первыми быть хоть и сложно, но очень приятно.

Над графическим романом трудились 23 художника со всей России! Все молодые, очень своеобразные, со своим ярким стилем. Думаю, Бажов бы тоже одобрил. Он любил, когда талантливым людям дают возможность работать в полную силу и характер своего таланта.

Анатолий Каптур, заведующий домом-музеем Паши Бажова в Сысерти.

Об идеи музея Паши Бажова

Идея создания музея, посвящённого детству Павла Петровича Бажова, появилась в 60-е. Однако тогда ограничились мемориальной доской на сохранившемся флигеле. А вот в 80-е развернулись на широкую ногу. Возвели несколько строений, отреставрировали флигель. Большой дом, к сожалению, был утрачен. С 2019 года мы изменили формат на «живой музей» крестьянского детства и быта горнозаводских крестьян. Переход был сложным, но успешным. Во многом благодаря фонду Владимира Потанина, который поверил в наши идеи и дал нам финансирование.
О «Бажовском ОГО!родъе»

«Бажовский ОГО!родъ» – как раз один из проектов, который победил в конкурсе «Музей 4.0». По сути, это образцовый огород заводских крестьян XIX века, но с дополнительными возможностями для музейных посетителей. Скажем, вы можете купить и посадить у нас растение, а дальше будете за ним следить и ухаживать. И для этого даже не обязательно ехать – ведь у нас на сайте есть постоянная трансляция с огорода. Для нас этот проект важен по нескольким причинам. Во-первых, это естественная возможность расширить пространство и оживить экспозицию. Во-вторых, мы получили шанс заявить о себе в профессиональном сообществе. И в-третьих – улучшить инфраструктуру и заняться стратегическим планированием.
О будущем проекта, и как можно помочь

Конечно, мы мечтаем о реконструкции музея и даже о расширении. Но, к сожалению, пока у нас повсеместно течёт крыша, гниют столбы ворот и венцы бани, а главное – нам категорически не хватает места для развития. Очень жаль, что к 300-летию Екатеринбурга в программу реконструкции не попали музеи, возможно, важнейшего писателя для современного Урала. Тем не менее у нас большие планы – реализация «Театра на ОГО!роде», второго проекта, победившего в конкурсе «Музей 4.0». Расширение пространства на чердак, создание выставочных пространств, развитие гастрономического направления и многое другое.
Мы не отказываемся ни от какой помощи, потому что содержание подворья – это сложно. Нам почти всегда нужны стройматериалы, техника, рабочие руки, инженеры и создатели контента, а главное – предметы быта, которые можно использовать по назначению: чугунки, ухваты, сковороды, ведра, тачки и прочее.

Интервью: Кристина Высоцкая
Фотографии предоставлены Георгием Григорьевым